Оригинальное название: Ghost in the Shell (Kokaku kidotai)
Год выхода: 1995
Жанр: Киберпанк / Боевик / Фантастика / Полиция
Режиссёр: Осии Мамору
Снято по манге: Призрак в доспехах
Автор оригинала: Сиро Масамунэ
(Есть версия, что перевод неправильный... и в ней название такое "Призрак во Плоти")
Об аниме:2029
год, не такое уж и отдаленное будущее, насквозь пронизанное
компьютерными технологиями и Сетью, венцом творения
этих самых технологий. Человек уже давно переступил
порог вечности, ибо теперь он не зависит от собственного
бренного тела, так как все жизненно важные органы
легко заменяются синтетическими, а киборги (в большинстве
из которых от живого человека остался лишь мозг) являются
вполне обыденным явлением. Майор Кусанаги служит в
элитном полицейском подразделении "Отдел 9",
и она киборг с совершенным механическим телом, но
с живым мозгом внутри. И хотя с виду у нее все благополучно,
на самом деле она очень часто задается вопросом -
а кто она, собственно, такая, человек или машина,
и если все же человек, то где критерии, по которым
можно отличить человека от машины? Этот критерий -
душа, дух (ghost), который есть лишь у разумных живых
существ, но что если этот самый дух может быть и у
машины?.. Майор Кусанаги была единственной из киборгов,
задававшейся подобными вопросами до тех пор, пока
их подразделение не занялось неуловимым хакером, скрывавшимся
под кличкой "Puppet Master" ("Кукловод").
Этот человек (?) вламывался в сознание других людей
(киборгов) и манипулировал ими (изменяя жертвам их
личность и имплантируя им искусственные воспоминания)
для достижения собственных криминальных целей. Преследуя
преступника буквально по пятам, в какой-то момент
майор Кусанаги с коллегами неожиданно пришли к шокирующему
открытию, который полностью перевернул их представления
о природе Сети и процессах, в ней происходящих...
"Призрак в Доспехах", как перевели название
фильма наши прокатчики, суть ленты абсолютно не отражает,
а точнее, безумно искажает ее, хотя и звучит эффектно.
Я бы перевел фразу "Ghost In The Shell"
скоре как "Дух в Оболочке" или что-то вроде
этого, пусть это звучит не столь эффектно, зато ближе
к истине. Фильм этот, а точнее полнометражная (85
минут) анимационная лента, "аниме", является
настоящим шедевром анимации, безукоризненно выполненным
на самом современном техническом уровне и совмещающим
в себе как традиционную анимационную технику, так
и самые передовые компьютерные технологии и графику.
Конечный результат этих усилий просто потрясающ. Зачастую
ловишь себя на мысли, что ты смотришь не "мультфильм",
а самое настоящее кино - настолько детально проработаны
мельчайшие нюансы обстановки, техники, движения и
характеры персонажей. Естественно, на протяжении всего
фильма звучит потрясающая музыка Кенджи Каваи (Kenji
Kawai), создающая впечатляющую атмосферу жизни огромного
мегаполиса будущего. Безусловно, звуковые эффекты
и работа актеров озвучания также на высоте. Короче
говоря, каждый из аспектов всей продукции в целом
выполнен на высочайшем профессиональном уровне, что
в конечном итоге вылилось в исключительный и уникальный
в своем роде продукт, анимационный фильм, ставший
очень важной вехой на пути развития японской анимации
- Ghost In The Shell...
На самом деле, наравне с потрясающим визуальным и
звуковым рядом, фильм обладает очень серьезным внутренним
содержанием: это отнюдь не кибернетический боевик
(хотя потрясающие action-сцены в нем, безусловно,
присутствуют) "про будущее", а философская
лента, поднимающая отнюдь не тривиальные проблемы,
с которыми в скором времени может столкнуться человечество.
Но не стоит думать, что проблемы эти лишь дело будущего
- вопросы, поднимаемые в фильме, сопровождают человечество
с его самого первого осмысленного шага на Земле. Кто
мы? Что делает нас людьми? Простая ли мы биология
или нечто большее? И если нечто большее, и у нас есть
душа, то может ли быть душа и у машины? К чему приведет
ускоряющееся техническое развитие общества? Каковы
будут реалии будущей техногенной цивилизации?... Эти
и многие другие вопросы весьма остро поднимаются в
фильме, но можем ли мы получить на них полноценные
ответы? Вряд ли...
Фильм, несмотря на то, что он является по форме анимационным,
как и большинство японской анимации, для детей отнюдь
не предназначен. Действительно прочувствовать его
и понять могут только взрослые, образованные, думающие
люди. Для них этот фильм будет действительно шедевром
- идеальным примером единства формы и содержания,
в то время как, скажем так, менее "интеллигентной"
публике данная лента может показаться весьма скучной
и даже затянутой - ведь "перестрелок" там
минут на десять от силы, а все остальное "разговоры"...
Буквально сразу же после своего выхода на широкие
экраны фильм, помимо широкого признания публики у
себя на родине и за рубежом, а также нескольких, весьма
престижных фестивальных наград (Fantasporto's
International Fantasy Film Award и World Animation
Celebration's Winner), приобрел культовый статус
среди поклонников как аниме, так и серьезного кинематографа
вообще. Очевидно, что став столь серьезным событием
в мире кино, фильм весьма существенно повлиял на многих
творческих людей в кинематографе (к примеру, на братьев
Вачовски, снявших "Матрицу"), хотя и сам
позаимствовал кое-что из шедевров прошлых лет - особенно
сильно видны параллели с фильмом Ридли Скотта Blade
Runner.
Ещё
немного о сюжете:
На протяжении всего аниме доминирующее положение занимают
две темы: первая из них - граница между
видимым и реальностью, вторая - более глубокая - естественный
отбор (точнее, проблема выживания и развития) в среде киборгов.
Обе эти проблемы находят свое разрешение в кульминационном
моменте фильма, когда Мотоко всеже удается поговорить с Puppet
Master'ом.
"Puppet
Master" ("Кукловод")
узнал о Мотоко задолго до того, как она стала догадываться
о его существовании. Он искал ее, потому что в видел в ней
отражение себя, "как тело видит свое отражение в зеркале"
(© Puppet Master). "Кукловод"
искал Мотоко для того, чтобы слиться/объединиться с ней.
Ведь киборги могут "размножаться" только копированием,
а копия - всего лишь копия, она не индивидуальность. Копия
киборга - это он сам на все 100%. И "размножение"
таким образом ведет исчезновению любого вида, т.к. если
вид не развивается, то он очень легко может стать жертвой
всего одного вируса... После "объединения"
"Кукловод"
с Мотоко, она сможет перенести в сеть их "потомка",
который будет их симбиозом. Правда, нет никаких гарантий,
что Мотоко останется самой собой, но, чтобы быть человеком,
необходимо основательно измениться (здесь затрагивается
вопрос связки человек - киборг); а стараться быть сами собой
- значит ограничивать себя => ограничивать свое развитие.
"Я подсоединен к огромной, необозримой
сети, частью которой являюсь. Те, кто не может подсоединиться
к ней, воспринимают
ее только как свет."
От себя.Великолепное
произведение Мамору Осии. Даже в 6 лет это произведет впечатление.
Нигде и никогда я больше не видел такой красоты. Такой философии...
Это
зеркало, которое показывает, что может случиться, что скорее всего
случиться. Раньше человек задавался вопросом и в совем бренном теле. И
даже спустя несколько десятилетий, человек задается этим вопросом, даже
в новехоньком механизированном теле.
Еще есть великолепный сайт, на русском, где описывается мир и персонажи GITS.
очень советую почитать)