Небо и земля [ТВ] [2004]
Heaven and Earth
Tenjou Tenge
Tenjho Tenge
Tenjo Tenge
天上天下
Производство:
Япония
Жанр: боевые искусства, комедия, драма, этти
Тип: ТВ (24 эп.), 23 мин.
Режиссёр: Кавасэ Тосифуми
Снято по манге: Tenjou Tenge
Автор оригинала: Great! Oh
Рецензия:
Удивительное начало. В школу приходят два отморозка: огромный по
японским меркам латинос и щупленький на вид, но боевой в душе анимешный
блондин-японец — и начинают шабашить всех вокруг, пытаясь этим
недвусмысленным шагом показать, кто тут будет главный. Правда, чуть
позже выясняется, что школа, которую они пришли завоевывать, вовсе не
обычная школа, а целая академия боевых искусств с десятками разных
клубов и, соответственно, мастеров: от кэндо до реслинга. Как только
они это понимают, то шабашить начинают уже их…
А если прибавить к этому еще разбитную и стильную заставку, а
также мощный и агрессивный мордобой, произошедший в конце первой серии,
то нет смысла говорить, как было приятно от ощущения нахождения нового
хорошего аниме. Вот только беда заключается в том, что хорошей
оказалась лишь первая серия, а разочарование от всего последующего
действа неуклонно росло, достигнув к концу сериала той критической
точки, когда просмотр превращается не в наслаждение, а в обязанность. И
дело все в том, что авторы, создавая сериал, абсолютно не понимали, что
они вообще хотят показать зрителю. Когда завершилась финальная 24
серия, не было ощущения целостности и законченности. Такое бывает,
когда обрывается первый сезон, но скоро начнется второй. В случае же с
«Небом и землей» второго сезона, как видно, не будет, будет лишь
OAV-продолжение, но оно, вероятно, только усугубит положение.
И так, по порядку.
Первая беда описываемого сериала, на мой субъективный взгляд,
заключается в том, что авторы слишком много внимания уделили флэшбекам.
Воспоминания героев в данном случае играют не посредственную роль, как
это обычно бывает, а заглавную. Этот процесс начинается в десятом
эпизоде, длится до шестнадцатого, после чего прерывается на три серии и
вновь продолжается вплоть до последнего эпизода. При этом, заметьте,
сюжет основного сериала и сюжет флэшбека переплетаются между собой
очень слабо, отчего возникает ощущение, что смотришь две разных
истории, одна из которых находится в другой. Иными словами, налицо
довольно необычный тип построения анимешного сериала, и оправдан он был
бы исключительно в многосерийном сериале, но никак не здесь. Нужно ли
говорить, что в результате этой смешанности авторам не удалось
нормально завершить ни главную сюжетную линию, ни флэшбековую, на это
попросту не хватило времени.
Вторая беда, безусловно, более значимая. Заключатся в том, что
сюжет сериала очень слабо выстроен. В данном случае я говорю об обоих
сюжетах: основном и флэшбековом. Большая часть действий и побуждений
героев никак не мотивирована, персонажи действуют от серии к серии
по-разному, точно психи в лечебнице. Так, например, в одном эпизоде
один персонаж много раз пыряет другого катаной, а уже в следующем
эпизоде, отлежавшись в больнице, оба говорят, что они друзья, после
чего с улыбкой на лице вместе фотографируются. Еще пример. Ближе к
концу сериала одна героиня утащила ценный артефакт из дому, после чего
несколько серий ее ищут, а когда находят, то абсолютно без повода
начинается бессмысленная драка, никакого отношения не имеющая ни к
артефакту, ни к девушке. Девушка просто стояла и смотрела на драку. Мне
сначала показалось, что она применит данный артефакт и сделает его
похищение хоть сколько-нибудь осмысленным, но нет, этого не произошло.
И такие сценки разыгрываются постоянно. В итоге большая часть времени
уходит на невнятные маломотивированные и ужасно жестокие, но при этом
бутафорные бои, которые не только ни к чему не приводят, но и вовсе
запутывают все происходящее. Кто, кого и за кого — этого невозможно
понять, пока все не заканчивается, впрочем, когда все заканчивается, то
понимания это тоже не приносит. И если флэшбековые герои хоть
сколько-то описаны, то герои основного сериала (упомянутые в начале
латинос и коротышка-японец) вообще никак себя не проявляют, несмотря на
то, что в первых десяти эпизодах авторы явно ставят ставку на их
развитие. Вот только после десятого эпизода развитие эти герои получили
лишь в трех сериях.
Третья беда не очень значимая, но в каком-то смысле имеет даже
более скверный эффект, нежели первые две. Первые две просто говорят о
том, что сериал непродуманный. Третья же доказывает, что он еще и
делался как некое подражание другим популярным сериям. Одна из которых,
вне всяких сомнений, — гигант «Наруто»,
созданный во второй половине 90-х. Чтобы это понять, стоит лишь
посмотреть пару боев, так как выстроены они очень схоже. Нарутовская
«чакра» в данном случае оказалась заменена на «ки», и, следовательно,
все спецприемы героев строятся на использовании этого самого «ки». А
спецприемы, в свою очередь, невероятно подражательны. Например,
основная техника в сериале — это красный глаз, который может управлять
врагом, создавая в его голове иллюзии, а также может видеть то, чего
обычными глазами не увидишь. В «Наруто» такой глаз носил один из
главных героев. Еще тут были слабые попытки повторить традиционный
нарутовский эффект разъяснения боев и приемов, которые, обычно,
выполнены в виде примитивистских картинок. К счастью, схожесть с
«Наруто» на этих заимствованиях и заканчивается, так как передрать
сюжет у авторов сего произведения смелости не хватило. А вообще, прежде
чем создавать аналогичную боевую систему, им нужно было понять одну
маленькую истину. Истина эта чрезвычайно проста: все техники, «чакры»,
«ки», молнии, фаэрболы в руках героев — здорово смотрятся в фэнтезийном
сериале, в вымышленном мире, но никак не в современной Японии, да еще и
в боях между обычными школьниками, а особенно все это плохо смотрится,
если применяются все эти «ки» и молнии бесцельно, не в тему.
Есть в «Небе и земле» кое-что и свое. Например, панци-драки,
где демонстрация трусиков или бюста на фоне крови — это неотъемлемый
атрибут. А уж бюстам тут, в отличие от сюжета, уделили колоссальное
внимание. Последний раз такое усердие проявлял Ёсимото Киндзи,
экранизируя «Пластиковую Малышку».
Как говорится, эту бы энергию да в правильное русло… Впрочем, есть в
сериале и пара неплохих шуток, вроде пяти стреляющих лучников. Но самое
главное, тут имеются зачатки оригинальных характеров: чего стоит один
латинос с проколотой губой или парень с седыми волосами на макушке.
Однако все «своё» тут можно пересчитать по пальцам одной руки, а из
реальных и неоспоримых плюсов стоит еще раз отметить первый эпизод.
Правда, как говорил, поэт: «…только этого мало».