Ранняя Япония (40000 г. до н. э. — 300 г. н. э.)
Первый период истории Японии называется Ивадзюку (40000
г. до н. э. — 13000 г. до н. э.). Это время первоначального заселения
островов. Период назван по месту первой обнаруженной палеолитической
стоянки.
В течение периода Дзёмон (13000 г. до н. э. — 300 г. до н. э.) население Японских островов занималось собирательством, охотой, рыболовством. «Дзёмон» — название глиняных изделий того времени. Этот период примерно соответствует неолиту.
В период Яёи (300 г. до н. э. — 250 г. н. э.) на остров Кюсю вместе с эмигрантами из Кореи и Китая пришло кузнечное дело, рисосеяние и другие «высокие технологии» того времени. Название этому периоду также дали глиняные изделия, впервые обнаруженные в Яёи (район Токио). Начало рисосеяния относят к 100 году до н.э.
С появлением сельского хозяйства племенные союзы
начали создавать первые японские государства. Центром страны ненадолго
стал Кюсю. Китайские путешественники времен правления династий Хань и
Вэй сообщали, что в те годы правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племенных союзов Кюсю) была жрица по имени Пимико или Химико .
Позднее центр правления переместился к востоку, на плодородные земли района Кинай (ныне — Кансай ). Страна начала объединяться под властью племени Ямато , правившего в одноименной провинции (ныне — префектура Нара ). Традиционно начало правления первого императора Дзимму относят к 660 году до н.э. Однако современные историки датируют основание династии Ямато серединой первого века до н.э.
Период Ямато (300 — 710)
В основном страна была объединена под властью императора к 300 году н.э. От него отсчитывается период Ямато (300 — 710). Этот период также называют периодом Кофун , так как в те времена для захоронения правителей строились большие курганы (яп. «кофун» ).
Император правил, живя в столице. Она, в свою
очередь, переезжала вместе с каждым новым правителем — обычай запрещал
императору жить там, где находилась могила его предшественника.
Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога ,
а императору осталась только роль верховного жреца синтоизма. Такая
ситуация сохраняется в Японии по сей день — император исполняет
важнейшие религиозные обряды, а политическая власть находится в руках
министров, сёгунов, парламента и так далее.
В период Ямато Япония простиралась от острова
Кюсю до полей Киная, но еще не включала районы Канто и Тохоку. Она
также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому
обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкчё влияние
Китая и Кореи в стране росло. Даже когда в 662 году Япония полностью
потеряла свои позиции на Корейском полуострове, влияние материковых
государств осталось достаточно сильным.
Буддизм был привезен в Японию
между 538 и 552 годами. Новая религия приветствовалась частью правящего
класса. Однако жреческая синтоистская аристократия всячески
препятствовала распространению учения Дхармы. Поэтому введение буддизма
сопровождалась конфликтами и даже несколькими войнами.
Огромную роль в распространении буддизма сыграл принц Сётоку-тайси , регент в период правления императрицы Суйко . В 604 году он он написал «Уложение семнадцати статей» ,
в котором проповедовал буддизм и китайские идеалы государственности. В
последнее время, впрочем, авторство принца рядом ученых отрицается.
В конце концов буддизм обрел большое количество
последователей в высших слоях общества и стал государственной религией.
Однако простые крестьяне долго не могли усвоить его сложных догм.
В 645 году Накатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара , который фактически правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка :
внедрены китайские схемы устройства государственного аппарата и
администрации, все земли были выкуплены государством и поровну
разделены между крестьянами, введена новая (по китайскому образцу) система налогообложения.
Тогда же из Китая и Кореи в Японию пришли даосизм, конфуцианство и иероглифика — кандзи .
В 622 году император Тэнти принял «Кодекс Тэнти» — первое известное нам по хроникам законодательное уложение в Японии.
Периоды Нара и Хэйян (710 — 1185)
В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Нара . Новый город был построен по образцу китайской столицы.
В Наре были сооружены самые большие в стране
буддийские монастыри и храмы. Вскоре их политическое влияние настолько
усилилось, что ради сохранения власти императора столица была
перенесена в 784 году в город Нагаока , а в 794 году — в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет.
Одним из характерных признаков периодов Нара и
Хэйан был уход от слепого копирования Китая и подъем национального
самосознания. Даже когда влияние Китая было еще сильно, многие из
привезенных извне идей и учреждений были «японизированы»: к примеру, было создано несколько дополнительных министерств, ведавших специфически японскими нуждами.
В искусстве также росла популярность национальных культурных традиций. Разработка азбук «кана» сделала возможным создание литературных произведений на японском языке.
В период Хэйан набрало силу несколько новых буддийских школ, заимствованных из Китая, но прошедших «японизацию».
Упор в реформах Тайка был сделан на новую систему
управления землей и налоговую систему, однако нововведенные высокие
налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и
становиться арендаторами у крупных землевладельцев. Кроме того, многие
аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить
налоги. В результате доходы государства постоянно снижались, и через
несколько веков власть фактически перешла из рук императора в руки
крупных независимых землевладельцев.
Клан Фудзивара в течение нескольких веков периода
Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из
своего рода замуж за императоров и занимая все больше постов в Киото и
провинции. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом (кампаку ).
В результате господства Фудзивара в правительстве
постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть уже не
могла поддерживать порядок в стране, поэтому многие землевладельцы
нанимали самураев для защиты своей собственности. Влияние военных
неуклонно росло, особенно в Восточной Японии.
Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Госандзё решил
управлять страной самостоятельно и Фудзивара не смогли подчинить его
своей власти. В 1086 году Госандзё отрекся от престола и стал монахом,
но продолжал править страной из монастыря. Началась эпоха инсэй ( «императоров-иноков»). Императоры-иноки оказывали политическое влияние вплоть до 1156 года, когда Японию возглавил Тайра Киёмори .
В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или
Хэйкэ). Тайра заняли множество государственных постов во время
правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел
большой военный опыт, завоевав для Японии часть земель на севере
острова Хонсю в ходе Девятилетней (1050 — 1059) и Трехлетней (1083 — 1087) войн.
После восстания Хэйдзи (1159
г.), битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киёмори возглавил
страну и правил ею с 1168 по 1178 год, полностью подчинив себе
императора. Основными противниками Тайра были клан Минамото и
буддийские монастыри. Последние создали целые армии монахов-бойцов,
которые постоянно нарушали общественное спокойствие смутами и
междоусобными войнами.
После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото в ходе борьбы за власть развязали войну Гэмпэй (1180 — 1185). Клан Минамото одержал победу, и страну возглавил Минамото Ёритомо .
Период Камакура (1185 — 1333)
В 1192 году, после нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, Ёритомо был провозглашен сёгуном (военным правителем). Новое правительство было основано в его родном городе Камакура . Сёгунат был организован проще, чем правительство по китайскому образцу, а потому работал намного эффективнее.
Со смертью Ёритомо в 1199 году начались войны
между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за
власть прекратилась только во время смуты Дзёкю 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили армию императора.
Правители (сиккэн ) из клана Ходзё в
Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли,
захваченные во время переворота, они заручились расположением всех
влиятельных людей страны. Император и остатки правительства в Киото
полностью потеряли власть над Японией.
Влияние Китая сохранялось и в период Камакура. Появились новые буддийские течения: учение Дзэн (привезено
из Китая в 1191 году) приобрело большое число последователей среди
самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддийская школа —
радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры — была основана монахом Нитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн . Ее отличали враждебное отношение к другим буддийским учениям и ярко выраженный национализм.
В 1232 году был принят «Дзёэй Сикимоку» ( «Свод
законов»). Он установил особую значимость верности господину и
предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан
Ходзё контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно
пресекалась.
Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой
власти, а их представители находились в Киото и Западной Японии.
Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции.
Регенты клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и
экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние
враги.
В 1259 году монголы завоевали Китай и начали «интересоваться»
Японией. Они послали правительству Камакура несколько письменных
ультиматумов, но японцы не были намерены сдаваться без боя.
В 1274 году монголы предприняли первую попытку
завоевать остров Кюсю. Однако после нескольких часов боя флотилия была
вынуждена отступить — начался сильнейший шторм. Эта буря спасла Японию,
так как у японцев не было шансов против огромной и хорошо вооруженной
монгольской армии.
После основательных приготовлений японцы были
способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году. Однако
снова захватчики были вынуждены отступить из-за плохой погоды. Остров
Кюсю готовился и к третьему нападению, но у монголов к тому времени
появилось слишком много проблем на континенте, чтобы продолжать думать
о завоевании Японии.
Результаты многолетних военных приготовлений были
губительны для правительства Камакура, так как не приносили прибыли и
требовали больших расходов. Сражавшиеся за регентов влиятельные
военачальники ждали наград и пожалований, но казна была пуста. Именно
финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали
важнейшими из причин падения правительства Камакура.
Период Муромати (1333 — 1573)
К 1333 году влияние регентов Ходзё упало настолько, что император Годайго смог восстановить прежнюю власть императора и сместить сёгунат Камакура. Однако возрожденные во время Реставрации Кэмму (1334
год) имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего
государственного аппарата, а некомпетентные министры не нашли поддержки
среди могущественных землевладельцев.
Асикага Такаудзи , ранее сражавшийся вместе с императором, восстал против двора и завоевал Киото в 1336 году. Годайго бежал на юг в Ёсино и основал там Южный двор .
В то же время в Киото взошел на престол другой император. Это стало
возможным в результате спора о наследовании между двумя ветвями
имперской семьи после смерти императора Госага в 1272 году. В 1338 году Такаудзи сам назначил себя сёгуном и основал в Киото новое правительство. Район Муромати , где с 1378 года находились правительственные здания, дал название всему историческому периоду.
Два императорских двора (Южный
и Северный) просуществовали в Японии более полувека. Они вели
бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный двор оказывался
сильнее, но все же Южному двору удалось несколько раз ненадолго
захватить Киото. Южный двор окончательно сдался в 1392 году, и страна
снова объединилась под властью императора и сёгунов Асикага.
В период правления сёгуна по имени Асикага Ёсимицу (1368 —
1408) сёгунат Муромати еще мог контролировать центральные провинции, но
потерял свое влияние на остальных землях. Ёсимицу установил хорошие
торговые связи с Китаем династии Мин. Внутренний валовой продукт рос за
счет развития сельского хозяйства и новой, более эффективной схемы
наследования. Как следствие, развивалась торговля, появлялись новые
города и социальные группы.
В течении XV и XVI вв. влияние сёгунов клана
Асикага и правительства в Киото практически свелось к нулю. Новыми
игроками на политической сцене периода Муромати стали небольшие кланы
воинов-землевладельцев — «дзи-самураи» .
Начав объединяться, они быстро превзошли по силе губернаторов и
полицию, а некоторые распространили свое влияние на целые провинции.
Этих новых феодалов называли «даймё» . Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом (период Сэнгоку Дзидай — «Гражданских войн»).
Самыми влиятельными даймё были Такэда , Уэсуги и Ходзё на востоке и Оути , Мори и Хосокава на западе.
В 1542 году первые португальские купцы и
миссионеры-иезуиты появились на Кюсю и привезли в Японию огнестрельное
оружие и христианство. Иезуит Франциск Ксавье приехал в Киото
с миссией в 1549-1550 годах. Многие даймё приняли христианство, так как
были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими
странами (в первую очередь речь шла о закупках оружия). Миссия на Кюсю успешно расширяла свое влияние.
В середине XVI века даймё все чаще и чаще стремились получить власть над всей страной. Самым везучим из них оказался Ода Нобунага .
Период Адзути Момояма (1573 — 1603)
В 1559 Ода Нобунага получил в управление провинцию Овари (район
современного города Нагоя). Как и многие другие даймё, он мечтал
объединить Японию. Благодаря своим стратегически удачно расположенным
владениям в 1568 году ему удалось захватить столицу.
Обосновавшись в Киото, Ода продолжил уничтожать
своих врагов. Против него были некоторые воинственные буддийские школы,
особенно секта Икко , которая фактически правила несколькими провинциями. В 1571 г. Ода полностью разрушил монастырь Энрякудзи . Его противостояние с сектой Икко продолжалось до 1580 года. Одновременно с этим в 1573 году Ода сверг сёгунат Муромати.
Нобунаге крупно повезло с двумя его самыми опасными противниками на востоке: Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин умерли, не успев сразиться с войсками Нобунаги. После смерти Сингэна Ода разбил клан Такэда в битве при Нагасино в 1575 году, активно используя огнестрельное оружие, купленное у европейцев.
В 1582 году генерал Акэти убил Оду и захватил его замок Адзути . Однако власть Нобунаги унаследовал Тоётоми Хидэёси ,
сподвижник покойного, разгромивший войска Акэти. Хидэёси быстро
уничтожил своих противников. Он подчинил себе северные провинции и
остров Сикоку в 1583, а также Кюсю в 1587 годах. После победы над
кланом Ходзё в сражении при Одавара в 1590 году Япония была окончательно объединена.
Стараясь установить контроль над всей страной,
Тоётоми Хидэёси разрушил множество замков, выстроенных по всей стране
во времена гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все оружие у
крестьян и монахов в ходе так называемой «Охоты за мечами» .
Он запретил самураям заниматься земледелием и заставил их переселиться
в города. Введение четких границ между классами усилило контроль
правительства над народом. К тому же, в 1583 году началась ревизия всех
земель государства, а в 1590 году была проведена перепись населения.
Тогда же было завершено строительство огромного замка Тоётоми в городе Осака .
В 1587 г. Хидэёси своим указом изгнал всех
христианских миссионеров. Однако францисканцы в 1593 году смогли
вернуться в Японию, а иезуиты сохранили свои позиции на западе страны.
В 1597 году Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров,
запретил менять веру и, в качестве предупреждения, казнил
26 францисканцев. Он считал, что христианская церковь может помешать
установлению полного контроля над обществом; к тому же, многие иезуиты
и францисканцы совершенно нетерпимо относились к традиционным религиям:
синтоизму и буддизму.
Следующей целью Хидэёси после объединения страны
был захват Китая. В 1592 году армия Японии вторглась в Корею и за
несколько недель оккупировала Сеул, однако уже в следующем году была
разбита армией Китая. Хидэёси упорствовал и не сдавался до последнего
поражения и вывода войск из Кореи в 1598 году. В том же году он умер.
|