История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» — он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.
От Full Metall:
"Вряд ли найдется такой человек, не смотревший, или хотя бы не знавший сериал
Astro Boy или Black Jack. Произведения, пользовавшиеся такой популярностью в
60-е годы, перерисовываются до сих пор. Возможно, даже произведение Kimba the
White Lion вдохновил позднее компанию Диснея на создание мультфильма Король Лев.
А звали этого Великого Мастера, создавшего более 700 манг Осаму Тэдзука.
Настоящее имя Тэдзуки читается так же, как и его псевдоним, но пишется в
один иероглиф. Для создания псевдонима Тэдзука добавил к своему имени иероглиф
"муси" - "насекомое". Это произошло еще в 1937 году, когда мальчик увлекся
энтомологией и нашел в энциклопедии слово "осамуси" ("жужелица"), которое
буквально переводится как "главное насекомое, большой жук". Любовь к
энтомологии, биологии и природе Тэдзука сохранил на всю жизнь.
Родился Осаму
3 ноября 1928 года. Семья его принадлежала к японской интеллигенции, и мальчик
рано познакомился с лучшими достижениями не только японской, но и мировой
культуры.
Его отец был врачом, и очень сильно увлекался кино. У них дома был даже
кинопроектор, большая редкость в Японии. А мать была поклонницей театра
Такарадзука. Мальчик унаследовал оба их хобби, добавив к ним страсть к
рисованию. Желание стать аниматором у Осаму появилось после того, как он увидел
в 1945 году полнометражный анимационный фильм режиссера Эдзо Мицуё "Момотаро -
божественный моряк". В 1946 году, начав публиковать в газете "Mainichi"
четырехрисуночную мангу "Дневник малышки Ма", он дебютировал как мангака. Однако
уже спустя год Тэдзука выпустил мангу, в одночасье сделавшую его знаменитостью
Осаки - "Новый Остров сокровищ".
После того, как он стал знаменит, ему стало приходить множество предложений от
многих журналов, и он соглашался на каждое из них. Например, в журнале "Manga
Shounen", он начал публиковать мангу "Император джунглей", в журнале "Shounen" -
мангу "Посол Атом", а в журнале "Shoujo Club" - первую в истории Японии
сёдзё-мангу "Рыцарь с ленточкой".
Но Тэдзуку был разочарован тем, что аниме
не пользуется в Японии такой же популярностью, как американские мультсериалы.
Чтобы исправить эту ситуацию он создал анимационную студию "Mushi Productions".
Для эксперимента он выпустил полнометражный фильм "История одной улицы". В
дальнейшем "Mushi Productions" начала выпуск своего первого цветного ТВ-сериала
"Император джунглей". Однако в 1970 году Тэдзука отходит от руководства "Mushi
Productions", а через два года компания терпит банкротство и переходит в другие
руки.
Но это не изменило отношения Тэдзуки к аниме, и свою детскую любовь он
не забыл. Он основал студию "Tezuka Productions".
В 1989 году Тэдзука
скончался от рака желудка. Хотя за пределами Японии его смерть была почти не
замечена, в самой стране она стала национальной трагедией. Многие не верили и не
хотели верить, что Тэдзука, до самого конца остававшийся энергичным и
фантастически трудолюбивым, многие годы умирал от ужасной болезни. В 1994 году в
Такарадзуке был открыт посвященный ему музей, а компания "Tezuka Productions"
подготовила к изданию его полное собрание сочинений и до сих пор неплохо
зарабатывает на наследии мастера. В 1997 году были выпущены марки, посвященные
Тэдзуке."